Люди, которые играют...
Каждый год, в летние месяцы жители крупных городов встречают на своих улицах странных людей. Из чехлов за их спинами торчат рукояти мечей и оперения стрел, в рюкзаках они несут платья и сюртуки, в багажниках их автомобилей бряцают кольчуги и латы. Они двигаются за город, где их ждет масштабная, почти театральная постановка.
Не так давно их считали чудаками, сектантами и даже сатанистами. И не без причин Ц некоторые ролевики нередко эпатировали социум, появляясь на улицах в своих костюмах, кичась своими макетами оружия и своей неординарностью. Молодые, увлеченные люди считали своим долгом заявить о себе любым способом. В Европе и Америке кратковременная волна ролевого кича пришлась на конец восьмидесятых, в России Ц на конец девяностых годов. Но время шло, ролевики становились серьезнее, и вместе с ними серьезнее становилось и их хобби. На сегодняшний день ролевое движение Ц это одна из богатейших молодежных культур, со своими традициями, нравами, фольклором.
В широком смысле слова понятие лролевые игры╗ включает в себя психологические тренинги, корпоративные игры, спортивные состязания и выступления. Однако чаще всего под этим термином понимают способ игрового действа, когда участники распределяют различные социальные роли. В процессе игры участники взаимодействуют между собой сообразно определенным игровым правилам. В ролевой игре редко практически никогда не присутствует заранее заданный сюжет, и участники в своих действиях ограничиваются только правилами и своей фантазией. Зачастую правила моделируют системы убийств персонажей, экономики, политики, позволяют изобразить миры высоких технологий или реализовать сверхъестественные силы персонажей. Игры могут длиться как несколько часов, так и несколько дней. За это время игроки могут неоднократно сменить свою роль. В отличие от ролевых психологических тренингов ролевые игры уделяют очень большое внимание антуражу Ц игроки изготовляют костюмы, сообразные жанру, и готовятся к своей роли задолго до самой игры.
И все таки Ц что такое ролевые игры? Как и любая культура, ролевое движение прошло насыщенный этап эволюции. Без знания общей истории ролевых игр России тяжело понять, что же это такое в контексте современности.
История ролевого движения в России
Некоторые особо романтически настроенные люди, занимавшиеся освещением истории развития ролевых игр, возводят начало этого явления еще к временам Древней Греции и Рима. В пример приводятся древнегреческие поэты во главе с Феокритом, изображавшие из себя пастухов, и Калигула, устраивавший масштабные игры с участием своих солдат. Однако если смотреть более трезвым взглядом, то возникновение такого явления, как ролевые игры стоит отнести к концу 70-х годов прошлого века. Именно тогда ролевые игры начали оформляться примерно в то, что мы видим сегодня.
Сегодняшние игры весьма отличаются от тех, что пять или и десять лет назад. В своих истоках российское ролевое движение очень отдаленно напоминало то, что мы можем видеть сейчас. Это было время клубов любителей фантастики, автостопперов, перестройки и надежды на будущее, время желаний изменить себя и мир вокруг. Неуверенность в будущем страны, застой практически во всех сферах социальной жизни дал толчок к появлению ролевого движения России. В 1990 году под Красноярском, на реке Мана состоялась первая российская ролевая игра.
Один из самых лучших обзоров истории развития РД дала в своей статье лИстория Ролевого Движения в России - от Античности до Нового времени╗ Лариса Бочарова. В её оригинальной интерпретации история ролевых игр дана на примере истории человечества.
Первый этап, лантичность╗, приходится как раз на начало 90-х годов. Простота реализации ролевых игр, отсутствие правил боя, экономических моделей и игра, основанная только на чувствах и ощущениях. Тогда большинство ролевых костюмов были сделаны из подручных материалов, мечи были выструганы в гаражах, а мифология всего РД одна Ц творчество Д.Р.Р.Толкиена.
Стоило новому движению чуть оформиться, обрести начальную форму, произошло неизбежное Ц начался приток сторонних людей. Этот этап пришелся примерно на 93-94 год. Ролевое движение становится крупнее, в нем появляется своя идея о первооткрывателях Ц ролевики открывают прекрасный и новый мир. Условно этот период можно назвать лранним средневековьем╗, со всеми характерными этому периоду чертами Ц отсутствием единого центра, глубокое почитание идеи лПисания╗ - Толкиеновского мира. Появляется разделение труда Ц уже есть лкузнецы╗, лпоэты╗ и лвоины╗. В России начинает появляться настольная игра D&D.
Дальнейший этап Бочарова называет лВысоким средневековьем╗, он приходится на 94-96 год. Начинают появляться крупные игровые центры, например Красноярск, Екатеринбург, Казань. РД начинает заявлять о себе социуму. Принцип игр становится командным, разделение идет в основном по ролевым клубам, вырастающим из клубов любителей фантастики.
Именно в этот период происходит значимое событие Ц видимое отделение прослойки лмастеров╗, людей, делающих игры, от прослойки игроков. Мастера уже не могут обойтись одним миром Средиземья, происходит экспансия в другие миры, однако тематика игр все еще фентезийная. Начинает формироваться лигротехника╗ - система терминов и понятий, необходимая для проведения усложненных игр. Появляются такие термины, как лхит╗ - единица жизни, лэрг╗ - единица магии, лчип╗ - единица достатка.
96-98 года Ц лВозрождение╗. Тематика игр расширяется, появляются игры исторической направленности, происходит непосредственное разделение на лтолкиенистов╗ и лролевиков╗. Принципиальное отличие Ц толкиенисты не играют в исторические игры, ролевики Ц в игры по миру Толкиена. Командный принцип игр отходит на задний план, центральной фигурой становится игрок. Активно проводятся конвенты Ц общеролевые мероприятия, появляются ролевые газеты, ролевое движение завоевывает Интернет. Происходит коммерциализация Ц оружие и костюмы изготавливаются профессионально и за большие деньги. От ролевого отдаляются так называемы лжелезячники╗ - люди, которым становится важнее воссоздание исторических реалий в оружии и доспехах, нежели сами игры. Появляются профессиональные клубы исторического фехтования (например, 2000 год, клуб лКамелот╗, Красноярск)
В этот период начинает портиться репутация ролевика. На РД активно навешивается ярлык секты, сборища неудачников и закомплексованных подростков. Газеты пестрят письмами родителей с требованием спасти их детей от сборища преступников-сектантов.
лНаше Время╗ 99-2002 год. Страна окончательно разбита на игровые зоны, появляются негласные договоренности сильных мастерских групп о разделении территории влияния. Важным становится стиль и имя, как у мастеров, так и у игроков. Широта игровых жанров потрясает Ц это и лтемное фэнтези╗, и лкиберпанк╗, и лсовременность╗. Начинают появляться игры городского формата, т.е. игры без необходимости выезда. Происходит активное внедрение западной ролевой культуры Ц настольные игры типа лWarhammer╗ и лDungeons&Dragons╗. Появляются профессиональные издания для людей с подобными интересами (журнал лМир Фантастики╗). От игры в чувства игроки переходят в игру в знание. Формируется деление на низшее и высшее ролевое движение по принципу престижа, причем как и на локальном уровне, так и на уровне всей страны. Целые регионы признаются лплохими╗. Законодатели мод Ц Москва, Казань, Новосибирск.
За относительно недолгий срок ролевое движение прошло весьма тернистый путь. Теперь уже безусловно ясно, что данная субкультура не находится в отрыве от современной жизни, и как нельзя более тесно с ней связана. Но субкультура ли это?
Ролевое движение как субкультура
лСубкультура╗ - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры╗ - Словарь по общественным наукам.
Является ли ролевое движение субкультурой? Многие представители этого движения, не задумываясь, скажут лда╗. Однако так ли это?
Михаил Жбанков характеризует субкультуры как культуры, общие принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Но, за исключением негативного отношения прессы начала века к ролевому движению как к явлению сугубо негативному, общественное мнение о РД сейчас весьма благосклонно.
В ролевой среде нет господствующей идеологии, системы ценностей или устоявшихся общих моделей поведения. Фактически, РД Ц это хобби, объединяющее представителей всех социальных прослоек, пестрое и многообразное.
Но тогда как воспринимать РД в современной социальной системе? Ведь у ролевого движения есть и свои информационные источники, свои лидеры и своя схема существования, что приравнивает его к субкультурам по мнению лЭнциклопедии социологии╗. Наше мнение по этому вопросу таково Ц ролевое движение это не субкультура в прямом смысле этого слова, а поток творческой реализации людей с одинаковыми интересами.
Ролевое движение сегодня
Распространенное когда-то мнение о том, что ролевики Ц это люди, пытающиеся сбежать от реальности в мир своих фантазий, сейчас уже кажется смешным. На основе ролевых игр существует развитая система психологических тренингов, навыки, приобретаемые людьми в процессе подготовки игр, оказываются не менее полезными в обыденной жизни. Интриги на играх оттачивают ум и скорость реакции, развивается фантазия и воображение. Не секрет, что из ролевой среды вышел не один политик и видный деятель, благодаря полученным на играх разговорным навыкам. Способность абстрагироваться и моментально менять видение мира Ц одни из самых полезных навыков, которые получают игроки на ролевых играх.
Хотя не все так безупречно. В любом обществе, и в РД в том числе, существует собственная иерархия, из чего проистекает наличие как лидеров, так и маргиналов. Условно ролевиков можно разделить на три категории: лприсутствующий╗, лживущий╗ и лсоздатель╗. лПрисутствующий╗ Ц это зачастую знакомый ролевика, представитель какой-либо субкультуры, не умеющий или не желающий глубоко входить в РД, но ценящий некий шарм ролевых игр. Такой тип посещает несколько игр, чаще всего с примитивным костюмом и находится всегда в стороне от событий. Второй тип, живущий Ц это именно то, о чем говорили СМИ несколько лет назад, человек, лишенный каких-либо иных интересов, человек лбез жизни╗. Они часто являются негласными авторитетами среди лновичков╗ в РД, однако их деятельность не несет никакого развития ни для них самих, ни для РД в целом. Третий тип, создатель, человек, который умело совмещает реальную жизнь и игры. Именно они занимаются тем, что меняют РД, приспосабливают его к общему течению времени, создают игры с новыми идеями, являются авангардом движения. Благодаря таким людям образ ролевика меняется в лучшую сторону, стирается налет недоверия и предвзятости.
Так что же такое ролевое движение? Хобби? Стиль жизни? Протест или адаптация? Наилучшим определением современного РД мы считаем линтерактивный театр╗. Игра происходит без заготовленного сценария, однако элемент театра присутствует всегда. Отсутствие зрителей заменяет непредсказуемость процесса для самих участников. Наличие режиссеров - лмастеров╗, которые подготавливают игру, и актеров-игроков делает ролевые игры очень схожими с театральными постановками.
Искусство или досуг, спорт или бизнес - все это есть в современном РД. Возможно, в будущем, благодаря современному социальному застою, ролевое движение прекратит свое существование. Возможно, оно будет развиваться дальше, став, в конце концов, полноправным членом иерархии современных культур в качестве интерактивного искусства. Ясно одно Ц сейчас ролевые игры один из самых необычных видов культурной, или, если угодно, субкультурной деятельности. Ролевое движение вбирает и реализует в себе все то, что может дать фантазия людей, которым мало менять только этот мир.
Типы ролевых игр
Игры на местности, они же Полигонные игры - самый общеизвестный тип игр. Количество участников бывает самым разным Ц от 30 до 2000 человек. Такие игры проходят, чаще всего, вне городов, в течение нескольких дней. Именно с такой игры началось ролевое движение России в 1990 году в Красноярске. Игры такого рода обычно устраиваются группой мастеров. Бюджеты и техническое оснащение так же варьируются Ц от самостоятельного заезда и отсутствия игровых взносов до наличия вертолетов и взносов, измеряемых тысячами рублей. Каждый сезон проводится примерно пять Ц шесть таких игр.
Игры такого формата могут собирать людей со всей страны.
Жанры: фэнтези, исторические события, мистерии.
Примеры игр: лМакарена╗ (Новосибирск), лТалисман╗ (Красноярск)
Игры в павильонах. Небольшие (по сравнению с полигонными) игры, устраиваемые чаще всего одним мастером, и длящиеся не более чем несколько часов. Зачастую это игры в стиле детектива, хоррора или психодрамы. Павильонные игры проводятся чаще всего зимой, когда нет возможности провести игры на полигонах. Такие игры чаще всего являются методом отладки каких-либо ролевых систем, механик либо проведением психотренингов. Павильонные игры часто распространяются через Интернет и проводятся по несколько раз и в разных городах
Жанры: могут быть любыми.
Примеры: лКоролевский суд╗, лЯхта╗, лЛангедок╗
Игры в городских условиях, они же лклановки╗ (от слова клан Ц обозначение команды). Подобные игры проводятся в течение нескольких недель, иногда месяцев. В это время игроки совмещают свою реальную жизнь с жизнью своих игровых персонажей. Первоначально такие игры проводились в стиле противостояния преступников и правоохранительных органов, и можно было провести явную параллель с детскими играми в лперестрелки╗. Однако игры этого уровня включают в себя развитую экономическую, и нередко политическую модель. Современные игры в городских условиях чаще всего Ц пересказ событий каких-либо книг или фильмов, написанных или снятых в жанре лэкшн╗. Явственный минус игр такого формата Ц невозможность полностью погрузиться в игру, и необходимость смешивать игровой процесс с реальной жизнью.
Жанры: Мистика, киберпанк, криминальный боевик
Примеры: лТуманный Альбион╗, лИной мир╗, лХ╗
Настольные ролевые игры.
Пожалуй, наиболее разнообразные по своей сути, настольные ролевые игры являются самым доступным из возможных ролевых развлечений. На Западе уже давно существует развитая индустрия настольных ролевых игр. Компании, например лWizard of the Coast╗, лGames Workshop╗ или лWhiteWolf╗, вот уже на протяжении пятнадцати лет производят разнообразные товары для настольных игр.
Вариантов настольных игр существует больше двух десятков, но самыми популярными являются три следующих типа: варгеймы, карточные и игры-истории.
Варгеймы: игры, длящиеся не дольше нескольких часов, с использованием металлических или пластиковых моделей. Это игры в тактику или стратегию, где противники чаще всего находятся в равных начальных условиях. Яркие примеры: лWarhammer 40.000╗, лRing of Rule╗
Карточные игры, они же коллекционные карточные игры, ККИ. Процесс игры заключается в умелом использовании карточек, приобретенных игроком. Карточки могут быть как дешевыми и распространенными, так и редкими и дорогими. Чаще всего побеждает тот игрок, чья колода лучше укомплектована. Яркие примеры: лMagic The Gathering╗, лБерсерк╗
Игры-истории, они же повествовательные игры, в узких кругах также называемые лдэнженами╗ (от англ. dungeon Ц подземелье). Игры проводятся при наличии ведущего и нескольких игроков (обычно не больше шести). Процесс игры заключается в том, что ведущий рассказывает придуманную им историю, главными героями которой являются игроки. Взаимодействие игроков с выдуманным миром происходит с помощью игральных костей и правил, называемых системой. Сценарии для игр профессиональные ведущие придумывают сами, начинающие используют чужие, проверенные временем. Самые известные системы: лDungeons&Dragons╗, лCyberpunk╗, лУникум╗.
Некоторые ролевые термины
лМастер╗ - человек, создающий и проводящий игру. Обычно он следит за процессом игры во время её проведения, вмешивается, чтобы разрешить спорные вопросы. На большинстве игр действует правило Ц лСлово мастера - закон╗.
лИгротехник╗ - человек, помогающий мастерам реализовывать игру. Игротехники моделируют различные игровые механизмы (магия, божественное вмешательство), следят за игровыми действиями, служат связующим звеном между мастером и игроком.
лПолигон╗ - территория проведения масштабной выездной игры
лЧип╗ - метка, обозначающая, что данный предмет является игровой вещью. Ставится на оружие, бижутерию, напитки и тому подобное.
лХит╗ - единица здоровья персонажа. Введена для реализации боевой системы. Обычно персонаж при полной потере хитов считается мертвым.
лЭрг╗ - единица определенной сверхъестественной силы. Расходуется на проведение сверхъестественных действий, например игровых заклинаний или обрядов.
лНакидка╗, или лчарлист╗ - описание персонажа для настольной ролевой игры. В описании указаны умения, внешний вид и атрибуты персонажа.
лДайс╗ - (от англ. dice Ц лигральная кость╗) Ц игральные кости, обладающие несколькими гранями (обычно шестью, десятью или двадцатью). Используются в настольных играх как генератор случайных чисел.
Факты
Доход самой известной компании, занимающейся ролевыми играми, лWizards of the Coast╗, составляет 4 млрд. долларов в год. Эта компания известна как создатель настольных систем лAD&D╗, лD&D╗, лd20 modern╗ и лStar Wars d20 system╗, а так же легендарной карточной игры лMagic The Gathering╗
***
Концепция будущего, представленная в настольной игре лCyberpunk╗, послужила почвой для создания 131 фильма, примерно полутора тысяч мультфильмов и огромного количества компьютерных игр.
***
Самая крупная игра на постсоветском пространстве за последние 15 лет под названием лВедьмак. Нечто большее╗ прошла летом 2005 года на реке Киржач, во Владимирской области. На игре присутствовало почти 3000 человек, бюджет игра составил 661 тысячу рублей. Игра осуществлялась с помощью 47 мастеров и 72 игротехников.
***
6 июля 2006 масштабная ролевая игра лПоследний союз╗, проходившая неподалеку от деревни Филимоново Сергиево-Посадского района, была остановлена представителями областного ГУВД. Несмотря на соблюдение всех необходимых формальностей и договоренность с местной администрацией отряд милиции заставил примерно тысячу участников игры покинуть территорию полигона в течение 4-х часов. Денежные потери участников и организаторов составили около 3,5 миллионов рублей.
***
Самая крупная павильонная игра в мире произошла в США в 2004 году. Основой сюжета стала известная своей мрачностью игровая вселенная лWorld of Darkness╗. Игра длилась в течение полутора дней в большом особняке в окрестностях парка Йелоустоун. В игре приняло участие более четырехсот человек.
***
Наибольший процент ролевиков на душу население в Норвегии. К ролевым играм там имеет отношение каждый двадцатый житель страны в возрасте до 25 лет.
***
Россия занимает первое место в мире по количеству ролевиков, занимающихся активными ролевыми играми. На втором месте стоит Великобритания и Швеция. В США больше всего людей, увлекающихся ролевыми играми в любом их проявлении. В Африке же, по данным на 2006 год, ролевиков нет вообще.
Мнение специалиста
Психологи нередко проводят ролевые игры в качестве тренингов. На основе ролевых ситуаций хорошо моделируется суть взаимодействия между людьми. В ролевой игре четче видны основные модели поведения и стратегии человека. Как и в любой экстренной ситуации, в быстро развивающейся ролевой игре используются навыки, которыми человек в действительности обладает, а не те, о которых он думает. Становится сразу видна разница между тем, что человек хочет получить, и тем, что онв действительности может.
Что касается ролевых игр как хобби и развлечения, мне кажется, что это дополнительный метод самопознания. В отличие от ролевых тренингов ролевые игры реалистичнее, глубже, и процесс самопознания в них гораздо продуктивнее. Однако существует и определенная опасность Ц при нехватке самоконтроля субъект может использовать игры как способ ухода от действительности.
Мое мнение таково, что ролевые игры как хобби Ц это очень актуально для современного общества. Правильное использование этих механизмов может существенно расширить кругозор человека и дать ему множество информации касаемо самого себя
Директор центра психологического консультирования лАВИГЕЯ╗ Елена Стриго
txt: Вячеслав Вышегородский
Взято с www.i-to4ka.ru